|
Архив рубрики «Образование»
|
Преимущества и ограничения автоматических инструментов
Новости Искусственного Интеллекта

Поиск и подбор источников часто становятся самой утомительной частью научной работы — будь диплом, статья или курсовая. Сотни открытых вкладок, списки из десятков наименований и постоянное чувство, что чем больше читаешь, тем меньше понимаешь. Может ли искусственный интеллект упростить этот процесс? В статье рассказываем о платформе ResearchRabbit — необычном инструменте, который не только находит публикации, но и визуализирует их связи, превращая море разрозненных работ в наглядную карту научной области. Подходит ли этот сервис для студентов и исследователей, действительно ли ускоряет поиск литературы и какие у него есть ограничения — отвечаем на эти вопросы и делимся впечатлениями от работы с ResearchRabbit.
85 мгновений ГУАП. Мгновение первое. Ленинградский авиационный институт. Первый ректор
Совсем скоро, в январе 2026 года, Первый Аэрокосмический отметит 85-летие. Этой знаменательной дате мы посвящаем нашу новую рубрику, в которой вспомним самые важные, вехи биографии нашего любимого университета! Итак, Мгновение первое.
Как всё начиналось
ЛАИ – Ленинградский авиационный институт… Самые нелегкие военные годы пришлись на время работы учебного заведения. Первые занятия в ЛАИ начались 15 февраля 1941 года. Давайте вспомним, как создавался институт.
25 января 1941 года Совет народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик принял постановление о создании Ленинградского авиационный института. Эта дата является официальным днем рождения вуза.
К 1941 году СССР уже имел мощную авиационную промышленность, работали научно-исследовательские институты, конструкторские бюро. Назрела необходимость готовить специалистов с высшим образованием и в Ленинграде, где работали самолетостроительные, моторостроительные и приборостроительные предприятия и имелся значительный научный и педагогический потенциал.
Первый набор проводился из таких ленинградских вузов, как ЛГУ, Политехнический институт, Институт железнодорожного транспорта, электротехнический институт, Институт связи и др. В результате было набрано 1217 студентов на три факультета: самолетостроительный, приборостроительный, мотостроительный.
Исторически, первым учебным корпусом ЛАИ было здание бывшего Чесменского дворца (ул. Гастелло, 15, Московский район).
Первый ректор ЛАИ
В 1941 году директором (ректором) вновь созданного Ленинградского авиационного института был назначен Федор Петрович Катаев (1901 – 1988).
В Ленинградский автодорожный институт (будущий Ленинградский авиационный институт) Федор Петрович пришел учиться в аспирантуру, закончив в 1930 году Ленинградский институт инженеров путей сообщения. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он уже в 1930 году был назначен деканом факультета дорожных машин, в 1931 г. – заместителем директора по учебно-научной работе этого же института, а в 1936 г. был назначен директором Ленинградского автодорожного института. С 1941 г. – директор Ленинградского авиационного института.
Во время Великой Отечественной войны значительная часть личного состава института участвовала в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду. Руководителем этих работ был назначен Катаев.
В октябре 1944 принимается постановление Правительства о возрождении деятельности ЛАИ, а 20 февраля 1945 года состоялось преобразование в Ленинградский институт авиационного приборостроения.
Ректором ЛИАП Федор Петрович Катаев оставался до 1950 г. Безусловно, наибольшие трудности выпали на долю первого ректора вуза. Ему пришлось испытать все, что связано с организацией нового института, с преодолением тягот военных лет, эвакуацией в тыл, с возвращением после окончания войны в Ленинград, восстановлением материальной базы, изменением профиля института и созданием заново лабораторно-учебной базы.
В ГУАП разработана универсальная мобильная платформа
Ученые Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения разработали универсального робота, конфигурацию которого можно адаптировать под разные промышленные задачи.
Современная наземная робототехника сталкивается с рядом сложностей: это и обеспечение мобильности и проходимости, и проблемы интеграции, и высокая стоимость внедрения. Промышленности необходимы многофункциональные мобильные платформы, способные выполнять задачи в различных условиях, адаптироваться к сложной и разнообразной среде.
Ученые Санкт-Петербургского государственного университета создали универсальную мобильную платформу — промышленного робота, специально разработанного для сочетания гусеничной и колесной платформы в одном устройстве. Робот состоит из модулей, которые можно комбинировать для выполнения различных задач. Это облегчает сборку, обслуживание, обеспечивает гибкость и адаптивность системы.
Разработанный в ГУАП промышленный робот состоит из модульного корпуса с гибридной ходовой частью, индивидуального привода на базе электродвигателей постоянного тока с энкодерами, управления силовой частью, основным и дополнительным оборудованием. Сбор данных с датчиков происходит с помощью микроконтроллера, питание осуществляется от аккумуляторной батареи. Универсальную конфигурацию робота можно адаптировать под разные задачи, добавляя соответствующую полезную нагрузку, в том числе манипулятор, фото- или видеокамеру, тепловизор, контейнер для перевозки груза.
Универсальная мобильная платформа была разработана как прототип для предприятия по производству катодной меди. В рамках такого производства робот может проводить диагностику — обнаруживать короткие замыкания междуэлектродами по наличию магнитного поля. Это позволит повысить эффективность процесса поиска коротких замыканий: снизит воздействие на работников вредных производственных факторов, увеличит частоту обходов, позволит обрабатывать данные о времени, месте и частоте обнаружения коротких замыканий для выявления причин их возникновения.
Интересно: |

