Путешествия с ветром и солнцем.
Архив рубрики «Дети»

Аутизм. Как он выглядит и что делать

Пироговский Университет — ведущий научно-образовательный медицинский центр и лучший медицинский университет страны. Он обеспечивает качественную подготовку врачей, фармацевтов, клинических психологов, социальных работников, а также уникальных специалистов в области медицинской биохимии, кибернетики и биофизики.


Мы гордимся тем, что в нашем коллективе работают выдающиеся специалисты, увлечённые своим делом и готовые преодолевать любые вызовы ради блага людей. В 2024 году университет вошёл во вторую группу программы «Приоритет 2030», представив три стратегических проекта: «Иммуномедицина», «Генотерапия» и «Нейротрофика». Эти направления не только соответствуют мировым трендам, но и формируют их. Уже сегодня в стенах университета создаются прорывные технологии, разрабатываются уникальные препараты для лечения редких и сложных заболеваний, а также персонализированные генотерапевтические методики.


Благодаря научным достижениям, стратегическим инициативам и высокому уровню подготовки студентов Пироговский Университет уверенно укрепляет свои позиции в российских и международных рейтингах, формирует стандарты медицины будущего и воспитывает поколения врачей новой формации — прогрессивных, компетентных и социально ответственных — отметил ректор Пироговского Университета Сергей Анатольевич Лукьянов.


— Важно осознанно подходить к выбору профессии, особенно в медицине. Необходимо быть готовым к постоянному обучению, взаимодействию с людьми и работе над собой. Для поддержания энергичности и стрессоустойчивости студентов университеты предлагают внеучебные активности: спортивные, творческие и научные кружки, а также общественные организации, — подчёркивает проректор по молодёжной политике Пироговского Университета Владислава Сергеевна Белякова.


Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, д.м.н., доцент, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Института нейронаук и нейротехнологий РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

Как распознать у ребёнка лёгкую степень аутизма?

Начать нужно с того, что у аутизма нет степеней, это не расстройство, и в большинстве случаев даже не заболевание, которое прогрессирует и проявляет себя в виде легкой, средней или тяжелой степени своего развития. Аутизм либо есть, либо нет. Вариантов аутизма очень много, об этом нужно нужно сразу говорить. Есть патологический, есть не патологический аутизм. Во втором случае речь идет о особенностях психофизического развития. И это, как правило, асинхрония психофизического развития, когда какие-то психические функции развиваются ускоренно, опережая, так скажем, свой нормотипический темп, а другие, наоборот, отстают. И тогда ребенок оказывается дисгармоничным, и в связи с этим развивается, пожалуй, самая главная особенность аутизма, которую можно обнаружить уже в первые годы жизни ребенка до трех лет, — это серьезные затруднения в коммуникации с другими детьми и со взрослыми. Эти затруднения сразу начинают себя проявлять, грубо говоря, еще в песочнице во дворе или в детском саду. В результате появляется, естественно, большое количество различных конфликтов. Другие дети начинают к этому ребенку относиться либо агрессивно, либо с игнорирующими формами поведения. Всё это подливает масло в огонь, и ребенок, естественно, переживает в какой-то мере прессинг, буллинг. Итак, главный признак аутизма — это нарушение коммуникативных способностей, ребенок-аутист оказывается в стороне от социума.

Отличаются ли признаки аутизма у мальчиков и у девочек?

— Этот вопрос не совсем корректен. Признаки аутизма одинаковы для мальчиков и девочек. Единственное, я могу сказать, что среди аутистов больше мальчиков.

Можно ли вылечить аутизм?

— Если аутизм патологический и связан с болезнью, то его можно и нужно лечить.

Как улучшить состояние ребенка с аутизмом и возможно ли это?

— Конечно, возможно улучшение состояния ребенка с аутизмом с помощью лечения. Это лекарственные препараты, их достаточно много, и большое количество различных специальных методов психофизического развития, помогающих ребенку развиваться, гармонизировать его психику. Этим занимаются нейропсихологи, логогопеды, дефектологи, очень много специальных, так скажем, педагогов, которые обучены этому. Есть очень большое количество различных психотерапевтических методов и приемов, которые используют специфично для аутизма. Пожалуй, самый популярный из них на сегодняшний день во всем мире — это так называемая ABA-терапия. По мнению ее авторов, она почти всегда универсально дает хороший результат. Но есть и много других.

Как ведут себя дети с аутизмом?

— Дети с аутизмом очень замкнутые, очень непредсказуемы. У них мало мимики, им очень сложно распознавать эмоции по выражению лица окружающих. Поэтому у них нет эффективного резонанса, они не чувствуют эмоционального настроения диалога. Дети с аутизмом очень часто ведут себя стереотипично, и в их действиях мы видим повторяющиеся движения. Часто это так называемый манежный бег — бег по кругу, когда они без остановки на ограниченной площади совершают круговое постоянное движение. Очень часто у них повышен тонус мышц в нижних конечностях, из-за этого они часто бегают на носочках. Они могут увлечься какой-то одной игрушкой или каким-то одним мультиком и долгое время не переставая постоянно смотреть одни и те же кадры или постоянно совершать одни и те же игровые действия, как будто застревают. Им очень трудно переключаться с одного на другое, очень сложно менять привычный стереотип. Например, рождение нового ребенка в семье или любые другие перемены в семье для них являются тяжелым стрессом, они дают на это бурную реакцию. И вообще внезапные, неожиданные, аффективные реакции, которые могут возникнуть в самой спокойной обстановке, —тоже один из таких характерных видов поведения аутистов. Не умеют делать дети аутисты очень многое, к сожалению, но самое главное — они не умеют устанавливать контакты, не умеют сочувствовать, сопереживать. В их жизни очень много такого. Но кроме этого, у них есть моторная неловкость, и поэтому они не умеют делать какие-то еще даже самыее элементарные действия по самообслуживанию. Иногда они не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, одеваться. Иногда они не умеют есть с помощью ложки и вилки. Очень много есть таких вещей, которые они могут не уметь. Все это очень индивидуально и зависит от нюансов нарушенного психофизического развития.

Как спят дети с аутизмом?

Каких-то специфических расстройств сна при детском аутизме нет. Они могут спать абсолютно так же, как и нормотипические дети. Но если аутизм патологический, мы имеем дело с так называемым атипичным детским аутизмом, то могут быть расстройства сна, но они будут связаны с какими-то другими коморбидными психическими расстройствами.

С чем можно спутать аутизм у детей?

— Не спутать, а дифференцировать аутизм у детей нужно со многими другими заболеваниями, начинающимися в детском возрасте. Это может быть органическое заболевание головного мозга, связанное с патологиями беременности, родов и дальнейшем развитии органического заболевания ЦНС: это может быть эпилепсия, детская шизофрения, серьезные стресс-индуцированные нарушения, так называемые психогенные состояния, и много чего еще. Можно и нужно дифференцировать аутизм с задержками психического развития и речевого развития и умственной отсталостью.


фото: Аутизм. Как он выглядит и что делать


Что не нравится детям-аутистам?

— Аутистам очень не нравится смена привычных жизненных стереотипов — не просто привычек. Очень часто им не нравятся какие-то отдельные продукты питания. Например, едят только зеленые продукты и категорически не едят все, что содержит в себе красный цвет. Или, например, они могут категорически отказываться от какой-то одежды, от каких-то видов обуви, курток, белья и прочее. Может не нравится какая-то зубная щетка или мыло. Какие-то предметы, которые не выглядят совершенно неудобными или страшными, но во внутреннем, необычном для нас мире аутиста, да, эти вещи могут занимать для него крайне травмирующее, негативное место.

С аутистами должны работать профессионалы. Очень важно дифференциально диагностировать, определить, патологический он или не патологический. Если патологический, то активно начать психиатрическое лечение. Если не патологический, то активно заниматься развитием, гармонизацией развития ребенка в специальных центрах. И в большинстве случаев этого не происходит по причине стигматизации родителей, которые считают обращение к подобным специалистам чем-то постыдным, чем-то ужасным. Особенно это часто касается матерей, хотя и отцов в том числе, которые никак не могут принять то, что их ребенок особенный, что у него есть отклонение от нормы или какая-то атипия. Категорическое отрицание очень часто приводит к раздражительным, дисфоричным реакциям в адрес тех специалистов, которые замечают это, говорят об этом и пытаются помочь. Прежде всего, воспитатели, педагоги в детском саду, в школе, психологи, психотерапевты, психиатры. Поэтому, если это читает сейчас кто-то из родителей, кто внутренне никак не может решиться обратиться к таким специалистам и принять это, я настоятельно рекомендую все-таки преодолеть свои комплексы и пойти ради ребенка, потому что от этого может зависеть вся его дальнейшая жизнь, его судьба. От вашего решения делать что-то сейчас или нет, потому что когда ребенок вырастет, к сожалению, мы столкнемся уже с тем, что точка невозврата уже пройдена.


Больше новостей лучшего медицинского университета читайте в телеграм-канале: https://t.me/daily_2med

Развеиваем мифы в педиатрии: можно ли мочить манту, поить грудничка водой и укутывать при температуре

Пироговский Университет — ведущий научно-образовательный медицинский центр и лучший медицинский университет страны. Он обеспечивает качественную подготовку врачей, фармацевтов, клинических психологов, социальных работников, а также уникальных специалистов в области медицинской биохимии, кибернетики и биофизики.


Мы гордимся тем, что в нашем коллективе работают выдающиеся специалисты, увлечённые своим делом и готовые преодолевать любые вызовы ради блага людей. В 2024 году университет вошёл во вторую группу программы «Приоритет 2030», представив три стратегических проекта: «Иммуномедицина», «Генотерапия» и «Нейротрофика». Эти направления не только соответствуют мировым трендам, но и формируют их. Уже сегодня в стенах университета создаются прорывные технологии, разрабатываются уникальные препараты для лечения редких и сложных заболеваний, а также персонализированные генотерапевтические методики.


Благодаря научным достижениям, стратегическим инициативам и высокому уровню подготовки студентов Пироговский Университет уверенно укрепляет свои позиции в российских и международных рейтингах, формирует стандарты медицины будущего и воспитывает поколения врачей новой формации — прогрессивных, компетентных и социально ответственных — отметил ректор Пироговского Университета Сергей Анатольевич Лукьянов.


— Важно осознанно подходить к выбору профессии, особенно в медицине. Необходимо быть готовым к постоянному обучению, взаимодействию с людьми и работе над собой. Для поддержания энергичности и стрессоустойчивости студентов университеты предлагают внеучебные активности: спортивные, творческие и научные кружки, а также общественные организации, — подчёркивает проректор по молодёжной политике Пироговского Университета Владислава Сергеевна Белякова.


Рассказывает Ольга Владимировна Тарасова, к.м.н., доцент кафедры госпитальной педиатрии № 2 Института материнства и детства Пироговского Университета.


Правда ли, что нельзя мочить пробу манту?

После проведения пробы Манту важно следовать рекомендациям врачей, чтобы получить точные результаты теста. Вода сама по себе не опасна, постоянное воздействие влаги в сочетании с трением может стать причиной воспаления, что, в свою очередь, может привести к изменению размера папулы и исказить результаты теста. Необходимо избегать намокания места пробы в течение 48–72 часов после введения туберкулина.


Нужно ли укутывать грудничка при температуре?

Ответ на этот вопрос однозначен – укутывать любого ребенка, особенно маленького, ни в коем случае не следует. Если его тепло одеть и укутать в теплое одеяло, жа́ру просто некуда будет деваться, вместо падения температуры будет наблюдаться только дополнительный перегрев. Соответственно, при чуть повышенной температуре в обычной одежде ребенка для этого времени года ничего не меняют, при явном жаре – одевают его чуть легче обычного, дают обильное питье, при необходимости жаропонижающее и периодически обтирают мягкой тканью, чуть намоченной в теплой воде.

Если у ребенка плохой аппетит, то его все равно нужно заставлять поесть?

Если малышу не нравится какой-то конкретный полезный продукт, необходимо использовать правило: предлагать его до десяти раз с интервалом в месяц. Можно в разных формах. Например, брокколи в виде пюре, оладий, в супе. Важно выработать режим: есть в одно и то же время и стараться не нарушать расписание, причем это касается всех членов семьи. Исключить перекусы, призванные накормить ребенка «хоть чем-нибудь», если он не поел в положенное время. Иногда родителям только кажется, что ребенок мало ест. Разобраться в этом поможет пищевой дневник.


Нужно ли дополнительно поить грудничка водой?

Допаивать грудничка водой нет никакой необходимости. Всемирная организация Здравоохранения в своих рекомендациях по организации грудного вскармливания отдельно указывает, что ребёнок на грудном вскармливании в допаивании водой не нуждается. Грудное молоко на 87 % состоит из воды, поэтому ни в какой дополнительной воде у ребёнка потребности нет.


фото: Развеиваем мифы в педиатрии: можно ли мочить манту, поить грудничка водой и укутывать при температуре


Аллергия у младенца появляется от того, что мама что-то не то съела?

В отношении аллергии и грудного вскармливания можно сказать следующее: кормящей маме нужно питаться полноценно и разнообразно, но дозированно. Даже при риске развития аллергических заболеваний не нужно ограничиваться гипоаллергенной диетой. Если врачом доказана аллергическая реакция на какой-либо продукт, то он исключается из рациона матери на срок от 6 до 24 месяцев. Срок элиминационной диеты (исключающей какие-либо продукты. — Прим. ред.) определяется врачом. Чаще всего аллергия у малышей появляется к белку коровьего молока и куриного яйца.


Больше новостей лучшего медицинского университета читайте в телеграм-канале: https://t.me/daily_2med


«Математике можно обучить абсолютно любого человека». Доктор наук о том, что для этого нужно

Пироговский Университет — ведущий научно-образовательный медицинский центр и лучший медицинский университет страны. Он обеспечивает качественную подготовку врачей, фармацевтов, клинических психологов, социальных работников, а также уникальных специалистов в области медицинской биохимии, кибернетики и биофизики.


Мы гордимся тем, что в нашем коллективе работают выдающиеся специалисты, увлечённые своим делом и готовые преодолевать любые вызовы ради блага людей. В 2024 году университет вошёл во вторую группу программы «Приоритет 2030», представив три стратегических проекта: «Иммуномедицина», «Генотерапия» и «Нейротрофика». Эти направления не только соответствуют мировым трендам, но и формируют их. Уже сегодня в стенах университета создаются прорывные технологии, разрабатываются уникальные препараты для лечения редких и сложных заболеваний, а также персонализированные генотерапевтические методики.


Благодаря научным достижениям, стратегическим инициативам и высокому уровню подготовки студентов Пироговский Университет уверенно укрепляет свои позиции в российских и международных рейтингах, формирует стандарты медицины будущего и воспитывает поколения врачей новой формации — прогрессивных, компетентных и социально ответственных — отметил ректор Пироговского Университета Сергей Анатольевич Лукьянов.


— Важно осознанно подходить к выбору профессии, особенно в медицине. Необходимо быть готовым к постоянному обучению, взаимодействию с людьми и работе над собой. Для поддержания энергичности и стрессоустойчивости студентов университеты предлагают внеучебные активности: спортивные, творческие и научные кружки, а также общественные организации, — подчёркивает проректор по молодёжной политике Пироговского Университета Владислава Сергеевна Белякова.


Рассказывает Татьяна Вячеславовна Мачнева, д.м.н., доцент, заведующий кафедрой физики и математики Института фармации и медицинской химии Пироговского Университета.


Моё твёрдое убеждение заключается в том, что математике можно обучить абсолютно любого человека.

Для успешного освоения математики обычному школьнику необходимо два условия:

1) Большое количество часов, посвященных обучению математике и решению соответствующих заданий.

2) Профессиональный педагог.

Думаю, что причинами существования сильной и успешной математической школы в России являются, в том числе, именно эти факторы.

Исторически, математику дети изучают с первого года школы. А иногда и в детском саду или в дошкольных математических кружках. Математике всегда уделяли много внимания при составлении учебных программ и необходимость включения этого предмета в программу обучения каждого класса не оспаривалась.

Кроме того, преподаватели математики и в советский период, и в современное время являются одними из самых высокопрофессиональных. Несмотря на современные тенденции в школьном образовании большинство учителей работают в традиционном режиме обсуждения теории и дальнейшего так называемого «нарешивания». И чем более методично и непрерывно проводится этот процесс, тем большие успехи в математике имеют ученики.

Проведение математических олимпиад, турниров и так называемых математических боёв также усиливает интерес и мотивированность школьников и позволяет им оценить свой уровень в освоении математики.

Важным фактором является и работа математических школ и классов. Тем более, что такие учебные заведения открывают дорогу не только детям, увлекающимся математикой, но и будущим физикам, программистам, химикам. В связи с современным развитием науки и технологий без математики не обойтись и биологам, лингвистам, психологам и др.

Следовательно, причинами проблем, возникающих при изучении математики являются невыполнение обозначенных выше условий:

1) Занятиям математикой уделяется мало часов.

Причины могут быть банальные: невыполнение трудовых функций педагогом, замена уроков математики другими видами деятельности, невыполнение учеником своих обязанностей и др.

2) Недостаточный профессиональный уровень педагога.

Это самая острая тема, как мне кажется. Считаю, что систему подготовки педагогов надо изучить и найти механизмы её усовершенствования. С другой стороны, проблемой является выгорание педагогов и их чрезмерная загруженность непрофильными функциями, а также высокая учебная нагрузка в виде часов контактной работы.


фото: «Математике можно обучить абсолютно любого человека». Доктор наук о том, что для этого нужно


Если говорить об инициативе Шанхайских специалистов, то любые методы помощи в системе образования имеют право на жизнь. Хотя в данном случае, скорее всего, речь идёт о наличии у учеников когнитивных расстройств и их коррекции с помощью психологов, нейропсихологов и организации здорового образа жизни. В данном случае скорее можно говорить о комплексном улучшении в освоении учебных навыков, а не только математики.

Что касается образования в России, то необходимо помочь школьным педагогам. Снизить учебную нагрузку, проводить профильное повышение квалификации (не формальное, а действенное), переработать и унифицировать учебные программы, усовершенствовать систему получения высшего педагогического образования. Также необходимо помочь школьникам. И снова: снизить учебную нагрузку, переработав и унифицировав учебные программы. Обеспечить ученикам наличие зон отдыха и психологической разгрузки, эргономичные рабочие места, вкусное и полноценное школьное питание, возможности для бесплатных занятий спортом.


Больше новостей лучшего медицинского университета читайте в телеграм-канале: https://t.me/daily_2med

Интересно:

Пользовательское соглашение

Опубликовать